11 и 12 сентября в российской школе собак-проводников прошёл XVII всероссийский конкурс "Мы с хозяином вдвоем".
20 сентября 2021
В конкурсе приняли участие 11 инвалидов по зрению и их специально обученные питомцы.
Наибольшее количество баллов и медаль победителя получила Анастасия Алейникова с лабрадором по имени Цессия из Ярославля. Второе место заняла Ирина Маляш и её лабрадор Триша из Новокузнецка. И третье, бронзовое, место получила Ирина Фетисова с лабрадором по кличке Яся из города Новошахтинск.
Конкурсанты прошли 6 этапов, в ходе которых оценивалось несколько критериев: здоровье собаки, дрессировка, навыки, привитые им в школе проводников, и творческая составляющая. На втором этапе конкурса "Мы с хозяином вдвоем вместе весело живём" участники продемонстрировали творческие номера: собаки прыгали через обруч, ходили на задних лапах, разыгрывали сценки из жизни. Мария Тищенко вместе со своей собакой-проводником Берном исполнили патриотический танец. Они смотрелись очень слаженно. После выступления Мария сказала, что с первых секунд их встречи год назад они с Берном поладили, поэтому их выступление было таким лёгким и гармоничным. Бывали случаи, когда незрячий и собака-проводник не сходились характером.
«Собака - это единственное одушевлённое техническое средство реабилитации. Это живое существо. Случалось, что собака отказывалась работать со своим будущим хозяином», - объяснил генеральный директор РШПСП ВОС Андрей Ивашков.
Но такие случаи встречаются редко. Школа собак-проводников очень тщательно подходит к распределению. Обычно потенциальный хозяин отправляет анкету со своим ростом, весом, предпочтениями, подробной активностью. Исходя из этого сотрудники подбирают подходящую собаку. К тому же, во время передачи собаки инвалиду по зрению, незрячие приезжают в школу и проходят двухнедельный курс обучения по работе с собакой-проводником. Если человек и собака не сходятся характером, то это выясняется за период обучения и формируется новая пара.
Помимо практики с собакой проводником, во время учёбы инвалидам по зрению даётся необходимый минимум знаний юридического характера и по ветеринарии, так как с появлением собаки-проводника у человека появляются определённые права и обязанности. На 3 этапе конкурса «Мы с хозяином вдвоём» знаем всё и обо всём» проверяются как раз эти знания. И участники отлично справились со всеми вопросами.
Во время всего мероприятия ни одна собака проводник не проявляла агрессию, даже наоборот, если у выступающей собаки возникали какие-то проблемы, то другие собаки приходили ей на помощь. И, проходя мимо вольеров на территории школы, нельзя заметить ни одной агрессивной собаки, все виляют хвостами и радостно встречают даже незнакомца.
А всё потому, что в процессе обучения собаки проходят ряд тестирований, по результатам которых они либо остаются в качестве проводника, либо нет. Одним из пунктов такой проверки является проверка отсутствия агрессии собакой. И при её проявлении, данная собака непригодна для дальнейшей тренировки.
Собака-проводник с самого рождения начинает обучаться для своей будущей работы. Учитывая, что в Российской школе собак-проводников Всероссийского общества слепых есть собственный питомник, щенки с раннего возраста социализируются воспитателями питомника. Затем подрощенный щенок, порядка 8-10 месяцев, передаётся непосредственно в учебную часть с более обширной программой, которая предусматривает подготовку на территории учреждения, в тренировочном городке, где имитируются различные препятствия: это и макет автобуса, и различные ландшафтные решения, которые могут встретиться в повседневной жизни инвалиду по зрению в сопровождении собаки-проводника. Также в программу обучения входят выезды в город, в места большого скопления людей, привыкание собаки к определённому шумовому фону от электропоездов, автобусов и так далее.
На предпоследнем этапе конкурса "Мы с хозяином вдвоем все преграды обойдем" собаки-проводники получили достаточно высокие баллы. В каждом шаге чувствовалась уверенность и единство незрячего со своим питомцем.
Конкурс «Мы с хозяином вдвоём» является ярким примером того, что собаки, покидая стены школы, приносят людям пользу и получают любовь и ласку от своих хозяев.
Автор статьи: Виктория Самойлова
Фотограф: Дмитрий Сопов
Николай Куневич
Цындыма Бойко.